Значимой характеристикой глобального рынка труда в 2021 году стала возросшая мобильность: только в сентябре в США уволились 4,4 млн человек, включая тех, которые сменили работу.
По данным сервиса HeadHunter, во втором и третьем квартале этого года российский рынок труда также нарастил динамику: он наиболее подвижен для занятых в продажах (68% увольнений по собственному желанию), на производстве, в автомобильном бизнесе, туризме и общепите (по 64% в каждой сфере). При этом безработица в России снижается, а темпы найма тоже растут и максимальны в ноябре 2021 года в таких сферах, как розничная торговля, ИТ, строительство и недвижимость, производство товаров народного потребления, сфера услуг.
- Тренд на переход занятых из отрасль в отрасль, из компании в компанию наметился еще до пандемии, - комментирует ситуацию партнер по развитию бизнеса рекрутингового агентства ProPersonnel Надежда Михина. – Он был связан с такими процессами, как:
- усложнение профессий за счет межотраслевого характера и функций (к примеру, востребованность цифровых компетенций, технических навыков). Как следствие, - межотраслевая конкуренция за сотрудников;
- рост доли удаленных сотрудников, которые уже могут не быть привязанными к конкретной локации и компании;
- существующая трудовая миграция из регионов в столичные города, в международные компании, между отраслями;
- более интенсивное социально-экономическое развитие отдельных регионов страны (Сочи, Краснодар, Дальний Восток, Калининград);
- пересмотр смысла труда самими сотрудниками («гореть» на работе стало немодно, популярность идеи баланса личного и рабочего, сокращение среднего срока работы на одном месте до 1,5-2 лет, выход на рынок труда «поколения Z» и многое другое).
Что изменила глобально пандемия?.. Сотрудники компаний, с одной стороны, стали более гибкими, адаптивными: чтобы не терять работу, доход и возможности, они рассматривают для себя альтернативные формы занятости, совмещение проектов в разных компаниях и отраслях, возвращение в регионы из мегаполисов и удаленную работу, наконец, смену профессии. С другой стороны, глобальный экзистенциальный кризис заострил проблему заинтересованности работой: в условиях растущего стресса, тревоги за близких и будущее совершенно объяснимо желание кандидатов найти компанию и сферу, которые действительно замотивируют на работу, принесут материальное и моральное удовлетворение.
Миллионного перетока занятых между сферами деятельности в России по аналогии с США не стоит ожидать: в регионах линейные, квалифицированные специалисты и руководители начального звена традиционно не склонны делать резких карьерных маневров, держатся за рабочие места. На уровне топ-менеджмента сейчас, действительно, есть запрос компаний на подбор управленцев, имеющих межотраслевой опыт, но таких вакансий для кросс-индустриального перехода менее 0,4% от существующих.
Почему еще в России вряд ли будет «великое увольнение»? То, что люди уходят из компаний по собственному желанию, — это нормальное цивилизованное и наиболее частое завершение трудовых отношений как со стороны сотрудника, так и со стороны работодателя, тем более все существуют в открытом информационном пространстве и помнят о ТК РФ (увольнение по статье – это очень редкая и сегодня история). Нужно учитывать и тот факт, что многие коммерческие компании, оптимизируя бюджеты, в 2020-2021-е годы переформатировали отношения с сотрудниками: уволенные по собственному желанию продолжают работать, но на других условиях – как самозанятые, проектные менеджеры, на условиях временного договора, а через какое-то время могут вернуться к работодателю (доля таких сотрудников – до 7%). Именно сложное переплетение этих факторов - причина того, что специалисты сегодня сами становятся инициаторами ухода от работодателя и перемен в собственной карьере.