Сегодня воскресенье, 20.10.2019: публикаций: 5654
Консультации. Опубликовано 27.06.2019 16:20  Просмотров всего: 800; сегодня: 3.

Как законно привлечь к работе внештатного сотрудника?

Как законно привлечь к работе внештатного сотрудника?

Стремление компаний к более эффективному использованию ресурсов – это движущая сила для поиска новых решений. В возможности не нанимать работников, а взять их со стороны заинтересованы многие работодатели. Такие модные слова как «аутсорсинг» и «аутстаффинг» порой не имеют под собой адекватного юридического основания или не так понимаются, пишет Право.ру.

И если с ними не разобраться, то можно быть привлеченным к юридической ответственности. Разъясняет эту ситуацию юрист юрфирмы «ВЕДА» Любовь Стяжкина.

Когда речь идет о привлечении компанией трудового ресурса другой фирмы, то говорится о так называемом заемном труде, классическая структура которого предполагает наличие трех субъектов: компанию, работника, работающего у нее по трудовому договору и третье лицо – организацию, привлекающую этого работника для выполнения у него трудовых функций.

Ни определение аутсорсинга, ни аутстаффинга, в законе не содержатся, как нет однозначного понимания этих терминов среди ученых и на практике. В научной литературе под аутсорсингом часто понимается передача хозяйствующим субъектом по гражданско-правовому договору (обычно оказания услуг) определенного вида деятельности компании другой организации. Под аутстаффингом обычно подразумевается передача работников организации другой фирме для того, чтобы сотрудники были оформлены в штате новой компании и потом предоставлены первой (так называемое выведение сотрудников за штат).

Среди российских исследователей, государственных деятелей, представителей сторон трудовых отношений велись жаркие споры о том, можно или нельзя «занимать» работников, как это сделать оптимально для обеих сторон отношений. В 2016 году Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» заемный труд был запрещен. Однако этим же законом в трудовом законодательстве была закреплена конструкция предоставления персонала, по которой можно направлять временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее – принимающая сторона), для выполнения работниками только определенных их трудовыми договорами трудовых функций.

Действующее регулирование предоставления персонала на сегодня незначительно: статья 18.1 в ФЗ «О занятости населения» и 5 статей главы 53.1. в Трудовом Кодексе. В чем же особенность данной конструкции и как она работает?

Предоставлять персонал можно только в определенных случаях, специальными субъектами и при соблюдении ряда условий. Работников может направлять к другому работодателю временно либо частное агентство занятости, либо юридические лица, не являющиеся таковыми (далее – направляющая сторона). Последним разрешено предоставлять работников только их аффилированным лицам, либо сторонам акционерного соглашения.

К частному агентству занятости предъявляются следующие требования для его аккредитации (ст. 18.1. ФЗ «О занятости населения в РФ»):

- уставный капитал от 1 миллиона рублей;

- отсутствие задолженности по налогам и сборам;

- руководитель такого агентства должен иметь высшее образование и стаж работы в области трудоустройства населения не менее 2 лет за последние 3 года, у него должна отсутствовать судимость за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

При заключении договора с таким агентством следует проверять указанные условия во избежание рисков. Работник может направляться к другому работодателю частным агентством занятости только в случаях, указанных в законе. Можно привлечь персонал, если:

- временно увеличился объем оказываемых услуг или производства (не больше 9 месяцев);

- для исполнения обязанностей временно отсутствующих работников (ст. 341.2. Трудового Кодекса РФ);

- физическому лицу в целях личного обслуживания.

Отдельно предусмотрено, что лиц, которым необходима социальная поддержка, можно направлять частным агентством занятости к другому работодателю во всех случаях, когда возможно заключение срочного трудового договора. Других случаев законом не предусмотрено, зато очень много ситуаций, в которых закон прямо запрещает направлять работника. Например, если замещается сотрудник, занятый на работах с вредными условиями труда (ст. 18.1. ФЗ «О занятости населения в РФ»).

При направлении работника, с ним заключается трудовой договор, а также дополнительное соглашение каждый раз при его направлении в другую организацию, где содержится вся необходимая информация о принимающей стороне.

Направление персонала юридическими лицами, не являющимися частными агентствами занятости, будет регулироваться специальным законом (ст. 341.3. Трудового кодекса РФ), разработанным Минэкономразвития (прим. ред. - пока еще не принят). То есть на сегодняшний день для направления персонала не частными агентствами занятости предусмотрено больше «свободы», однако во избежание каких-либо рисков, следует ориентироваться на общие положения трудового законодательства о предоставлении персонала, а также на нормы, установленные для предоставления персонала частными агентствами занятости, чем руководствуются и суды.

Работники предоставляются принимающей стороне по соглашению предоставления персонала. По своей природе – это гражданско-правовой договор, обязательным условием которого должна быть закрепленная обязанность принимающей стороны соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасные условия и охрану труда (ст. 18.1. ФЗ «О занятости населения в РФ»). Законом установлено, что оплата труда такого работника должна быть не меньше работников принимающей организации (имеющей такую же квалификацию и выполняющей такие же функции) (ст. 341.1. ТК). И направляющая, и принимающая стороны несут субсидиарную ответственность за невыплату всех причитающихся работнику выплат (ст. 341.5. ТК).

Несмотря на то, что получить такие экономические выгоды, как до запрета заемного труда, компании не получится, возможность гибкого управления трудовыми ресурсами, уменьшение организационных и финансовых издержек на трудоустройство и увольнение работников, отсутствие необходимости социальных выплат, позволяют говорить о том, что такая конструкция может быть интересна для бизнеса.

Получается, что аутстаффинг как отдельная конструкция формально запрещена, так как подпадает под определение заемного труда, но привлечь персонал от другого работодателя можно через вышеописанную легальную конструкцию предоставления персонала.

Что касается аутсорсинга, то на практике данная конструкция широко используется через гражданско-правовые договоры оказания услуг. Но здесь услуги оказывает сама компания, в связи с чем эта конструкция по своей сути не является заемным трудом.

Риск признания отношений трудовыми и связанные с этим последствия для компании – это риск, который существует на практике. Ответственность за нарушение норм о запрете заемного труда и о предоставлении персонала установлена ст. 5.27. КоАП, специальной ответственности законом не установлено.Таким образом, законодатель запретил заемный труд, но закрепил предоставление персонала, которое работает на практике, и, в случае соблюдения установленных законодательством норм, может принести работодателю выгоду.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 3375 публикаций
Поделиться:
Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, комментарий, заявку:
Имя:
Электронная почта:
Телефон:
Код с картинки: 

 
Ваше мнение
Бывали ли вы в круизе?
 Да, в речном
 Да, в морском
 К сожалению, нет возможности
 Нет, но собираюсь
 Нет, и не собираюсь
Предложите опрос