19.10.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4150; сегодня: 5.

Архитекторы в поисках эффективных решений для Большой Москвы

15 октября Союз архитекторов России при поддержке Правительства Москвы и Московского отделения Международной Академии Архитектуры в рамках общероссийского фестиваля «Зодчество-2011» провел круглый стол «Большая Москва – варианты развития». В профессиональной дискуссии приняли участие ведущие архитекторы России, ученые-урбанисты, социологи, футурологи и представители СМИ.

Открывая заседание, вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов назвал проходящий круглый стол подготовкой к конкурсу на разработку концепции развития Московской агломерации, который будет объявлен в ноябре.

Глава Союза архитекторов России Андрей Боков признался, что новость о расширении Москвы была несколько неожиданной. Однако, по его мнению, без радикальных шагов «выйти из той печальной ситуации, которую мы наблюдаем ежедневно и ежечасно» достаточно трудно. Нынешнее состояние Москвы - это клубок проблем (транспортных, ЖКХ, отсутствия доступного жилья) требует только радикальных шагов, считает Андрей Боков. «Кризис городов – явление не новое, и Москва не первый город, который с этим столкнулся. Сегодня в мире накоплен достаточно значительный опыт крупными городами мира и нам этим опытом надлежит разумно и грамотно воспользоваться», - сказал Андрей Боков.

Андрей Чернихов назвал круглый стол «попыткой достучаться до властей» и выразил надежду, что это заседание не последнее. Если за последние 20 лет мы не были востребованы, как люди определенной культуры, то конкурс на развитие Московской агломерации в ноябре, возможно, даст работу архитекторам, - сказал Андрей Чернихов.

Главный редактор журнала «Архитектурный вестник» Дмитрий Фесенко сравнил плюсы и минусы юго-западного направления расширения Москвы. К «плюсам», по мнении. Фисенко, можно отнести созвучие мировым трендам, преемственность расширения и вывод недвижимости из центра города. К «минусам» Фесенко отнес: наличие огромного числа сельхозземель, отсутствие водных ресурсов в этом направлении, отсутствие инфраструктуры, неблагоприятную розу ветров, и т.д. Главной угрозой Фесенко считает отсутствие системного подхода при планировании развития страны в целом. По его мнению, концепции Московской агломерации должна предшествовать новая концепция расселения на территории России, иначе население страны может постепенно переселиться в центр, а территорию страны за Уралом «можно будет продать».

Эксперты круглого стола единодушно отметили, что прирезка к Москве юго-западного участка не создаст нового качества города. «Нельзя бесконечно переделывать старый кафтан», - отметила в своем выступлении заведующая научно-проектным отделением ГУП НИиПИ генплана г. Москвы Елена Соловьева. По его словам директора Института опережающих исследований им.Е.Л.Шифферса Юрия Громыко, нынешний выбор - это стихийно-инерционный рост. Он считает, что вместо «прирезания каких-то кусков нужно поставить осмысленную, геостратегическую задачу в интересах всей России».

Один из разработчиков стратегии развития Москвы до 2025 года, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев сообщил, что сейчас около 150 специалистов, от экономистов до экологов, работают над стратегией развития столицы. До конца года эта стратегия будет выставлены для обсуждения в интернете. По словам Глазычева, юго-западный аппендикс в рамках стратегии не рассматривается вообще, рассматривается Большая Москва «в рамках сложившейся агломерации».

Участники круглого стола обсудили различные возможности развития Москвы. Были представлены разные подходы к решению проблем столицы. Много говорилось о мировой практике развития городов на базе имеющихся аэропортов. Сейчас сформировалась концепция об аэропорте, как о втором или первом центре города, - заявил глава Союза архитекторов России Андрей Боков, Аэропорт сопровождается сегодня технопарками, гостиницами, выставочными залами, он стал целью путешествия и приобретает мощь реального центра города, реального центра расселения. «Это тот тренд, без учета которого мы с вами провалимся», - сказал Боков. Все существующие схемы, по его словам, «эти торчащие кишки», это продукты имперского сознания, которые сегодня абсолютно не актуальны. Действительно перспективными и заслуживающими внимания является, по мнению Бокова, концепции развития на базе аэропортов Аэропорт – более мощный магнит, чем известные до сих пор, считает глава Союза архитекторов России.

Об аэропортах и городах спутниках, как центрах урбанизации говорили зав. Лаборатории градостроительных исследований Федор Кудрявцев и японский архитектор Ивао Охаси. Российский урбанист Василий Бабуров заявил, что аэропорты могут стать центрами Московской агломерации. По его словам, изначально аэропорты не были центрами урбанизации, их размещали на выселках, однако с конца 70-х годов ситуация изменилась. Появились узловые аэропорты – хабы, которые обеспечивают стыковку трансконтинентальных рейсов с региональными. Глобализация экономики сделала аэроузлы центрами обмена информацией и знаниями, а в наши дни крупнейшие аэропорты превратились еще и в центры коммерческой активности, магниты, которые притягивают бизнес и становятся базой новых урбанизированных образований Вокруг аэропорта концентрируются высококвалифицированные рабочие места, которые связаны не только с самим аэропортом, но и с различными коммуникациями. И вокруг такого кластера деловой активности постепенно формируются жилые территории с соответствующей инфраструктурой. Эти градообразования все активнее начинают конкурировать с традиционными городами. Такая концентрация различных видов экономической активности внутри и за пределами аэропорта получила название аэротрополиса «В России мы отстаем, у нас аэропорт рассматривается лишь как крупный транспортный объект, а земля вокруг них, как зона отрицательного воздействия на население. Но если на месте аэропорта появится хаб, то можно создать на его основе новое ядро системы пригородных урбанизированных территорий с высоким качеством среды», - считает Бабуров. По его словам, в Москве три аэропорта, которые развиваются динамично и независимо друг от друга. Уже при нынешних масштабах московские аэропорты способны катализировать развитие всего московского региона. «К сожалению, схема территориальной планировки Московской области не рассматривает возможности, которые открывают аэропорты Они не входят в зоны концентрации экономической активности», - сказал Василий Бабуров. По его мнению, необходимо связать аэропорты скоростным железнодорожным сообщением через Москву и дополнительно объединить их круговой железной дорогой, которая пройдет через наиболее урбанизированные пригороды. Таким образом, можно подстегнуть схему линейного расселения, опирающуюся на аэропорты, как зоны коммерческой активности и концентрации мест приложения труда. Эти урбанизированные кластеры могут претендовать на самостоятельность и составить альтернативу метрополии, как месту проживания и как центру занятости, считает Бабуров.

Журналисты подняли на круглом столе вопрос о недавно презентованном проекте аэротрополиса Домодедово, который может стать одним из возможных вариантов развития московской агломерации.

Подводя итог круглого стола, вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов заявил, что главным итогом обсуждения стало понимание того, что результатом конкурса должно стать техзадание на планирование Большой Москвы.


Ньюсмейкер: Союз архитекторов России — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...